Исчезнувший туннель


Находчивые горожане проложили несколько подземных туннелей под железной дорогой, отрезавшей город Владимир от реки Клязьмы. Некоторые из подземных ходов были настолько востребованы, что даже удостоились собственных названий

В коллекциях дореволюционных фотографий города Владимира можно встретить достаточно редкий снимок, на котором изображен давным-давно не существующий туннель под Московско-Нижегородской железной дорогой.

На фотографии видны две подпорные стены, выложенные из кирпича, между которыми около пяти метров. Стены соединены конструкцией из толстых бревен. Поверх бревен положены шпалы и рельсы. К туннелю по пологому склону спускается дорога. Над дорогой нависает крутой склон, на котором угадываются очертания Рождественского монастыря.

Таких туннелей изначально было два. Первый – в районе Муромской улицы. Им пользовались те, кто переезжал Клязьму по наплавному мосту или на пароме. По этому туннелю проходили жители улицы Грабиловки, посетители бани и купален, работники дровяных складов и мыловаренного завода.

Второй тоннель, который как раз и изображен на снимке, располагался в районе железнодорожного моста. Попасть к нему из центра города Владимира можно было, свернув с Большой Московской у угла Рождественского монастыря (в районе современной гостиницы «Владимир») на Лукьяновский спуск (ныне Коммунальный). После пересечения с Мироносицкой улицей (ныне – улица Карла Маркса) Лукьяновский спуск упирался в Казаринов переулок (сейчас это безымянная дорожка, ведущая с Карла Маркса к железнодорожному вокзалу). Спускаясь по Казаринову переулку владимирцы и попадали в туннель, а затем выходили к Клязьме.

Можно сказать, что исчезнувший туннель располагался примерно в том месте, где сейчас над рельсами проходит надземный переход владимирского железнодорожного вокзала.

По воспоминаниям владимирского краеведа Михаила Васильевича Касаткина, этот туннель даже имел собственное название «Темный мост». Позже это же название стал носить третий туннель, проложенный под насыпью железной дороги в районе спиртзавода.

На ряде дореволюционных фотографиях видно, что на берегу Клязьмы у железнодорожного вокзала (там, где уже несколько лет собираются устроить городскую набережную) стояли жилые дома, нефтяные баки, склады пиломатериалов. Часть этого района весной капитально подтапливало во время половодья. На некоторых дореволюционных снимках около «Темного моста» на реке можно увидеть даже два небольших острова, которые сейчас уже тоже не существуют.

Из воспоминаний старожилов известно, что исчезнувшим туннелем для прохода к реке часто пользовались купальщики, которые не любили многолюдного пляжа у наплавного моста. В частности, в этом месте любили окунаться в Клязьму владимирские семинаристы, которым идти на безлюдный пляж из своего учебного заведения, расположенного в восточной части города, было гораздо ближе.

Увеличение количества путей железной дороги и расширение насыпи «съело» часть этого района города Владимира. Когда был засыпан «Темный мост» – точно неизвестно. Но некоторые владимирцы, например рыбаки, продолжали пробираться в этом месте к Клязьме.