«Руководители города должны крепко подумать»

«Руководители  города должны крепко подумать» 1

«Руководители  города должны крепко подумать»

Почетный гражданин города Владимира Алиса Аксенова высказала своем мнение относительно музея Никаса Сафронова в областном центре. Приводим ее слова без изменений:

«Скандал вокруг музея Никаса Сафронова во Владимире становится все громче. Суть его в том, что владимирцы, которые собирали подписи за сохранение Старой аптеки, за организацию там профильного музея, получают вдруг в этом историческом здании музей  гламурного московского художника, не имеющего к нашему городу никакого отношения.

28 июня, выступая на  «Губеринии 33»,  начальник управления по связям с общественностью администрации города Владимира Александр Карпилович, желая смягчить ситуацию, говорил, что картины Сафронова появятся в музее старой аптеки лишь как дополнение, как украшение стен. При этом красной нитью сквозь повествование звучала мысль, что владимирским художникам не стоит ревновать городские власти к сотрудничеству с Никасом Сафроновым: 

«У нас есть масса выставочных площадок и на Большой Московской, и вне её. Владимирские художники, насколько мне известно, дружат и с нашим управлением культуры. И сейчас ряд их работ выставлен в возрожденном музее «Владимирская Вишня» на улице Летнеперевозенской и в других местах».

Но разве волнения владимирских художников  вызваны ревностью к московскому тусовщику? Конечно же, нет!  Их душа болит о  чести  и достоинстве родного города,  о сохранении его лица, его самобытности и культуры. 

Я выросла во Владимире, заходила в Старую аптеку еще с родителями. Помню  ее  мебель, ее дух и атмосферу:  деревянные  прилавки, стекла с орнаментом, шкафы – оформление ее было добротным, в духе 19-го века. Это красивое здание, это особая точка в центре города. Экспозиция Старой аптеки могла бы стать  логическим продолжением  Музея старого Владимира!  

Хочется спросить: «Какое отношение  имеет к Владимиру Никас Сафронов? Как он  вписывается в пространство старого города?» Очень правильное высказывание по этому поводу сделал живописец Виктор Бычков: 

«Те, кто сегодня смело пытаются переформатировать культурное пространство Владимира, молоды, и им не ведомо, с чего у господина Сафронова всё начиналось. А было это в начале 90-х. На телевидении актёр В. Гафт представлял никому не известного художника Н. Сафронова. В студии были представлены его «творения». Что же это было? На мольбертах стояли иконы, «дописанные» художником. У Николая Чудотворца на месте Евангелия сидела обнаженная дива, такое же глумление было  над  образами других святых. Сафронов спокойно объяснял, для чего он это делал. Я думаю, что с его стороны это был необходимый акт предательства для того, чтобы  «творческая личность» резко пошла в гору. А либералам нужен был образец художника преуспевающего, богатого, презирающего прошлое. Сафронов отлично подходил к этой роли. Вопрос: отчего он появился на Владимирской земле? Уверен, что кормовая база в столице у него резко сократилась. А жить хочется широко, вот и отправился ловкач осваивать русские просторы. Недавно в Сибири на миллион погрелся, на днях потряс тощий бюджет города Коврова».   

Хочу напомнить, что  есть на  нашей земле  свой культурный бренд. Это Владимирская живописная школа, прочно закрепившаяся  в истории российского искусства. Время показало, что владимирская  школа  живописи  – это необычайно яркое  художественное явление. Произведения мэтров владимирской живописи В. Юкина, К. Бритова, В. Кокурина полны таланта, эмоций, любви к родной земле. Лучшие их работы хранятся в известнейших музеях страны: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, множестве  региональных музеев, в частных российских и зарубежных коллекциях. Вот чем надо гордиться! Вот что надо показывать!  

И было бы логичным, если б на центральном туристическом маршруте города появился музей не сиюминутной и легковесной живописи Никаса Сафронова, а, например, подлинного искусства, проверенного временем, – Владимирской живописной школы. В этом музее жители города и туристы смогли бы узнать о жизни наших художников, полюбоваться их картинами, получить мастер-класс, приобрести репродукции, альбомы, сувениры, связанные с современным искусством нашей земли. Вот в какую сторону надо смотреть городским властям. Однако развитие событий говорит нам о другом. Во время визита в Ковров в последних числах мая Сафронов во всеуслышание заявил:  

«27 августа во Владимире открывается мой музей – государственный музей имени Никаса Сафронова, который войдет в Золотое кольцо. Там все время будет меняться экспозиция. Там планируются для юных художников бесплатные мастер-классы и встречи. Я тоже буду преподавать. Так что будем общаться. Дружба началась!»

26 июня он  приезжал для  осмотра помещений Старой аптеки вместе с директором выставочного комплекса города  Юлией Румянцевой. Выходя из здания, он сказал, что решают отцы города – что нужно для города: 

«Их же назначает народ, чтобы они руководили, понимаете? Когда крестьян освободили, они говорили: «А мы не знаем, что нам делать?» Они стали спиваться. Они привыкли жить с хозяином. В России должен быть хозяин. А художники там недовольны, журналисты… Пожалуйста. Меня пригласили. Я хочу, чтобы это было красиво, вкусно, чтобы это было достойно, понимаете? Ну, это была бы аптека – дальше что? Ну, выставили бы местных художников – дальше что? Ну, продали бы они за 100 рублей – дальше что? Результат-то какой?»

Вот так. Московский тусовщик искренне считает, что его пригласили, что бы он «спивающимся крестьянам» Владимирской губернии  соорудил нечто «красивое, вкусное и достойное?» Я не стану сейчас обсуждать насколько «вкусно» творчество этого художника.  Спрошу только – зачем его нужно размещать в интерьерах Старой аптеки? Отцы города должны над этим крепко поразмыслить.

За долгие годы работы в музее под моим руководством созданы сотни выставок и экспозиций. Мне известно, насколько трудна и кропотлива эта работа – создание тематического музея, который бы передавал дух эпохи, который был бы интересен людям. В связи с этим, хочу еще раз задать вопрос городским властям: «Зачем в интерьерах Старой аптеки Никас Софронов?». Не лучше ли было бы украсить эти   интерьеры   фотографиями старого Владимира, рекламными плакатами начала 20 века или гравюрами с видами нашего города? Было бы  очень хорошо, если бы, например, город приобрел и украсил интерьеры аптеки произведениями наших художников-графиков.    

А площадкой для необычной живописи могла бы стать Картинная галерея в парке 850-летия города Владимира. Старожилы и жители среднего поколения помнят эти залы. Там, на площади 800 квадратных метров места хватит всем: перформансам и инсталляциям и самым смелым творческим экспериментам. Но это отдельная тема для разговора…

Почетный гражданин города Владимира А. И. Аксенова».

Комментарии